Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на
психическое здоровье ребенка.
Исследования известных ученых,
педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти,
мышления, воображения с очень раннего возраста.
Не является исключением и возможность
раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые
подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности
женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в
дальнейшем.
Музыкой можно изменить развитие:
ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно
влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные
произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать
энергетические процессы организма и направлять их на его физическое
оздоровление.
Для настоящей музыки не существует
ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.
Эмоциональное воздействие гармоничных
звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой
слуховой чувствительностью.
Развитый музыкальный слух предъявляет
более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое
восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем
детство, трудно себе представить.
Развитие музыкального вкуса,
эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной
культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
В последние годы происходит активное
реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений,
появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные
методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы
ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.
Любой педагог, проработав в системе
образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в
поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом
увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной
сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие
учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует
технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах,
дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в
значительной степени обогащает чувственную сферу.
Современные дети стали менее
отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко
выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое
неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это
защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье
только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия
Уже в работах первого общепризнанного
теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора - мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное
состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия»
- способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности –
пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через
нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода
микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и
подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция,
сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным
инструментом.
Вслед за Пифагором Аристотель полагал,
что способность музыки воздействовать на
душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру.
Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их
у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к
каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем
настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.
Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей,
которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и
перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит
многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны
всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств
является музыкотерапия.
Музыкотерапия – метод, использующий
музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов,
двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в
поведении, при коммуникативных затруднениях.
Основными и главными задачами,
определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей,
расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки
ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.
Организация занятий музыкотерапией
требует от педагога и музыкального руководителя специального психологического образования,
знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального
педагогического образования.
Музыкотерапия ориентирует педагога на
сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной
деятельности.
Поэтому музыкотерапию, как метод
коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на
физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после
дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной
деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.
Таким образом, каждый педагог может
использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и
упражнениями, «конструировать» из
отдельных композиций необходимую форму занятий.
Все элементы упражнений по
музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития
музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как
игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого
воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения
внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах
организации педагогического процесса в детском саду.
Если воспитатель имеет определенный
навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить,
раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.
Например, на занятиях с высокой
умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные
композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе
быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их
внимание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий